Российские страховщики переходят на новую систему расчета ОСАГО. Для аккуратных водителей полисы должны были подешеветь. А как получилось на деле?
Я купила полис «автогражданки» две недели назад. Страхи по поводу сбоев и зависаний заработавшей в июне 2020-го новой автоматизированной системы АИС ОСАГО 2.0 оказались напрасны. Оформление прошло без приключений, и уже через пару минут в почтовый ящик прибыл свежесформированный полис, успешно прошедший проверку подлинности. А вот стоимость разочаровала. Она оказалась выше на 500 рублей, чем год назад. Хотя за минувшие 12 месяцев в ДТП я не участвовала. А авария, случившаяся год назад, произошла не по моей вине. Но в понимании страховщика моя водительская благонадежность все равно почему-то понизилась.
Пятерка смелых
Случай, похоже, не единичный. Например, я оказалась в весьма представительной компании из нескольких членов Общественной палаты, чьи полисы ОСАГО также подорожали в среднем на 500 рублей, рассказал заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. «Мы специально попробовали на пяти автомобилистах сравнить, какой тариф у них был и какой стал, — говорит он. — У всех страховка подорожала, хотя не было за этот период аварий и злостных нарушений. Так что возникли сомнения, что реформа, которая предусматривала поощрение хороших водителей низкими тарифами и наказание плохих — повышенными, работает в том виде, как она декларировалось».
Автомобилисты обратились в свои страховые компании с вопросом, почему вырос тариф, но услышали, по словам Александра Холодова, что методика расчета секретная, какие тарифные факторы применили к каждому из них и почему, страховщики тоже говорить отказались. После чего ОП пригласила 40 страховых компаний на заседание круглого стола «Тарифы ОСАГО после поправок, первые итоги». Пришли только пять.
Фактор страховщика
Стоимость полисов изменилась из-за очередного этапа «индивидуализации» тарифов ОСАГО, стартовавшего 5 сентября 2020 года. С этой даты был расширен тарифный коридор, в пределах которого страховая компания устанавливает базовый тариф. Теперь предельные значения диапазона составляют 2 471—5 436 рублей. Как и раньше, к базовому тарифу применяют индивидуальные коэффициенты и тарифные факторы. По этому поводу Госдума приняла поправки в закон об ОСАГО, вступившие в силу с 24 августа. СК определяют для себя, какие факторы будут применять для более индивидуальной оценки потенциальной аварийности автомобилиста, согласовывают их с ЦБ и размещают на своих сайтах.
С тарифными факторами, как выяснилось, определились не все — кто-то из страховщиков уже обнародовал их, кто-то только переходит на новую систему расчета. «СК не делятся информацией о применяемых факторах, потому что многие их еще ищут, — пояснил генеральный директор компании «Югория» Алексей Охлопков. — Мы пока пошли по пути небольших изменений, почти не применяем факторы и стараемся тонкими настройками улучшить использование ранее существовавших методик». Например, более гибко подошли к территориальному коэффициенту, то есть для муниципалитетов, где машин мало, и соответственно, аварии редкость, страховщик установил более привлекательные тарифы, чем для густонаселенных городов. Это позволило страховщику отчитаться о снижении по сравнению с сентябрем прошлого года среднего тарифа на 3%. «Если говорить о будущем, естественно, мы планируем вводить индивидуальный подход, чтобы страхователь, который из года в год ездит безаварийно, имел самый дешевый полис, — продолжает Охлопков. — Рынок ОСАГО уже очень конкурентный, и на нем реально идет борьба за хорошего клиента, поэтому если есть возможность снизить стоимость полиса, то любая страховая компания ею воспользуется, чтобы получить клиента».
«Мы еще не перешли на индивидуальный тариф и работаем по старой схеме», — говорит начальник управления андеррайтинга и перестрахования СК «Абсолют Страхование» Евгений Ильченко. Пока компания тестирует различные тарифные подходы и факторы. Никаких кардинально новых СК изобретать не стала. «Например, мы увидели явную зависимость между аварийностью и возрастом автомобиля — этот фактор раньше не учитывался при определении стоимости полиса, теперь мы планируем внедрить его в нашей модели, — рассказывает он. — Второй фактор — каналы продаж. Мы увидели у себя, что договоры, заключаемые через систему «Е-Гарант», показывают катастрофический рост убыточности. И сделали вывод, что сейчас уже через «Е-Гарант» заключают договоры наиболее аварийные водители. Возможность учитывать при расчете индивидуального тарифа канал продаж позволит выровнять результат компании по портфелю ОСАГО».
«АльфаСтрахование» в первую очередь оценивает водителя по истории страхования его в компании, по тому, какие договоры помимо ОСАГО он имеет. «Кроме того, мы теперь глубже смотрим на регион: если раньше оценивали макрорегион, то теперь можем приближать до одного города, а в перспективе — до отдельной улицы, потому что у нас есть актуарные данные, которые позволяют сказать, что вероятность попадания в аварию для жителей этой улицы выше, чем для соседней. Дальше наши актуарии считают, что марка и модель машины имеют значение. Плюс мы смотрим на факты перерывов в страховании. Например, одно дело, если человек купил машину и сразу застраховался, и другое — если застраховался только спустя четыре месяца», — рассуждает директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Алексей Артамонов. По его словам, фактор пола автовладельца не является определяющим для цены, поэтому был убран из новой методики расчета индивидуального тарифа. Но поскольку применяются 17 факторов в рамках все еще узкого, по его мнению, тарифного коридора, то большой «революции» в тарифообразовании не произошло и средний чек на ОСАГО с момента вступления в силу изменений в законодательство снизился на 2%.
Усредненное счастье
Справедливости ради стоит сказать, что подорожали полисы не для всех. Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин рассказал, что за два месяца средняя стоимость ОСАГО снизилась на 0,5%. «За это время было продано около 5,3 миллиона полисов, из которых для 68% автовладельцев премия была понижена или не изменилась, а для 31% она снизилась более чем на 10%», — приводит он данные.
По информации президента РСА Игоря Юргенса, средняя премия по ОСАГО сейчас практически на прежнем уровне — 5 420 рублей против 5 401 рубля в августе. Если смотреть в территориальном разрезе, то снижение произошло почти в трети регионов РФ (в 26 регионах РФ из 85), в которых проживают 54% всех автовладельцев.
Источник: РСА
Выросла более чем на 10% цена полиса, по оценке ЦБ, для 15% российских автомобилистов, которые, как посчитали страховщики, несут больший риск, а значит, получают более высокий тариф. Не согласиться с ними у обычного автомобилиста не получится, потому что он не сможет проверить, какие из утвержденных факторов страховщик применил при расчете именно его тарифа ОСАГО. Еще одно неизвестное — формула расчета, которую страховщик согласовывает с регулятором, но не делает достоянием общественности. Так что остается довольствоваться тем, что стоимость полиса выросла незначительно и все еще доступна для среднестатистического автовладельца.
ОСАГО — это в первую очередь ремонт
Фактор, который больше всего влияет на стоимость полиса, — цена запчастей, ведь ОСАГО — это в первую очередь ремонт. Она стабильно растет вслед за падением курса рубля. По словам Алексея Артамонова, на некоторые марки автомобилей рост с начала года оказался значительный — например, на Daewoo больше чем на 30%, на BMV — на 30%, даже на ВАЗ — на 6—7%. «Это сказалось на средней выплате, которая выросла на 17% и продолжит расти», — считает он. Алексей Охлопков говорит, что рост привел к увеличению среднего размера убытка на 10—15%.
В сентябре РСА обновил справочник стоимости «корзины автозапчастей», от которой зависит размер выплат в ОСАГО, повысив цены на 23%. Страховщики обрадовались, но автомастерские остались недовольны. Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков приводит два примера. Так, ремонт автомобиля Hyundai Solaris 2017 года выпуска после обычного ДТП, в котором повреждены бампер, фара и крыло, страховая компания оценила примерно в 20 тыс. рублей, а себестоимость ремонтных работ составила 18 тыс. рублей. «Это стоимость запчастей, работа маляра, колориста и арматурщика, — перечисляет он. — А если добавить к ним еще расходы на оплату мастера-приемщика и уборщицы, то работа получается в ноль». Второй пример — BMV CХ5, на который удар пришелся сзади и у которого повреждены дверь, стекло и фонари: оценка ущерба страховой — 52 тыс. рублей, а себестоимость работ — 68 тыс. рублей. «Статистика СТО показала, что 70% обращений не проходят фильтр «взять в работу или нет» — независимые СТО не могут взять такие машины на ремонт из-за низкой оценки страховой», — добавляет Виталий Новиков.
Его коллега по Союзу автосервисов из Владимира Сергей Пугачев говорит, что если автосервис все-таки возьмет такое авто в работу, то либо будет искать б/у детали, либо восстанавливать битые, то есть обманывать потребителя или договариваться с ним. В обоих случаях качество ремонта ухудшается. Есть еще третий вариант — отказаться от ремонта, тогда страховщик выплачивает страхователю деньги, но сумма заведомо меньшая, чем реальная стоимость ремонта. «В итоге страдает потребитель: если он получает выплату, то ему не хватает на ремонт автомобиля, а если ремонт — сервис будет максимально экономить, потому что ему нужно уложиться в оценочную стоимость СК», — поясняет Пугачев.
Поэтому у экспертов есть вопросы к оценке стоимости запчастей. По словам Сергея Пугачева, вроде бы цены в справочнике выросли на 23%, но в реальной жизни в среднем с начала года запчасти подорожали на 27%. При этом почему-то на самые ходовые модели стоимость в справочнике повысили на 1%, хотя реальный рост — 20%. А тут еще страховые компании запросили у СТО скидки в размере до 17% от суммы по единой методике расчета за оптовую отправку к ним на ремонт автомобилей своих клиентов. «Сначала все обрадовались, что цены в справочнике подросли, но в реальности оказалось, что для нас ничего не изменилось к лучшему», — резюмирует он.
Хотя автомобилисты все чаще предпочитают получить от страховой компании именно ремонт автомобиля, а не денежную выплату, причем ремонт качественный. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, год назад доля ремонта не превышала 10%, а сейчас она составляет 26%. Естественно, страховые компании будут использовать любые возможности, чтобы сделать ОСАГО рентабельным — ведь они коммерческие организации, и основной целью их деятельности является положительный финансовый результат.
Оптический обман надежд
Сейчас страховщики с нетерпением ждут момента, когда им будет доступна информация о грубых нарушениях автовладельцами правил дорожного движения, чтобы учесть их при расчете стоимости ОСАГО. «Это, наверное, будет основной прорыв при расчете индивидуального ОСАГО», — считает Алексей Охлопков.
Изменения в законодательство дали возможность СК учитывать в качестве факторов неоднократный в течение года проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости движения более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Получать такую информацию страховщики смогут после того, как будут состыкованы федеральная информационная система ГИБДД и АИС ОСАГО 2.0. «Федеральная информационная система ГИБДД, которая ведет весь учет, в том числе правонарушений, сейчас дорабатывается с учетом новых требований, и в декабре сервис должен быть принят в новом виде», — сообщил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. Параллельно дорабатывается и новая АИС ОСАГО. «Думаю, в начале 2021 года мы состыкуем программные продукты, чтобы страховые компании при расчете тарифов ОСАГО для конкретных участников дорожного движения могли использовать информацию об их правонарушениях», — добавил Кузин.
Правда, и тут страховщиков поджидает разочарование. По словам представителя МВД, учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудником госавтоинспекции в виде составленного протокола, по которым впоследствии были вынесены постановления. То есть 5% из более чем 100 млн админправонарушений на дорогах страны.
Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru